У любого народа есть свои устоявшиеся стереотипы и привычки. Это как используемые в любом языке крылатые фразы и устоявшиеся выражения. Это настолько укоренившиеся понятия, которых придерживались ещё родители наших бабушек, что мы порой и не задумываемся об их возникновении. Некоторые из них актуальны и по сей день, а некоторые – настолько не соответствуют современному образу жизни, что при их проявлении чувствуешь недоумение. Но, тем не менее, общество продолжает следовать этим стереотипам, придавая им статус «традиции». Иногда молодёжь делает это, следуя совету старших, которые с высоты своих лет «не могут посоветовать плохого», да есть ли у нас, современных людей, право на то, чтобы подвергать сомнению многовековые законы? И вообще, что это за новомодное слово «гендер»? Понабрались западных словечек.
Именно для того, чтобы не заводить читателя в заблуждение, следует внести ясность, что такое гендер и «с чем его едят»?
Этот термин появился в 20 веке. Впервые в научный оборот в 1955 году его ввел американский доктор Джон Мани для того, чтобы поставить четкие границы между принадлежностью пола и социальной ролью человека в обществе. Понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а понятие пола – только физические. Из чего следует, что анатомия внешних и внутренних органов, хромосомы и доминирующие гормоны относятся к биологическому статусу мужчины и женщины. А вот социальные роли (мужчина – добытчик, а женщина – хранительница очага), повадки, проявление интереса к определенным занятиям, которые общество считает так или иначе приемлемыми для мужского или женского пола — входят в понятие гендера.
По причине неправильного толкования данного термина сегодня он буквально демонизирован. Преимущественно в восточных странах, в том числе и в нашей, он обрел крайне вызывающее значение. Это чревато отсутствием понимания, о чем же на самом деле идет речь, и нежеланием принимать то, что мир стремительно меняется, а нам с вами необходимо за ним поспевать. Но так, чтобы и предков не обидеть, и законы не нарушить, и через принципы свои не переступить.
Каждый день в мире рождаются сотни тысяч девочек и мальчиков. Все они, в зависимости от своего пола, будут есть, играть и жить в рамках мужского или женского пола. С самого детства, пока девочке будут покупать игрушечный набор посуды, потому что она — потенциальная хозяйка, мальчику, как главе семьи, купят машинки, автоматы и мяч. Ну, а на что ему сковорода и плита? Все равно готовить будет девочка…
И если при рождении здорового ребенка мы четко понимаем, какого он пола, и в зависимости от этого уже происходит покупка коляски, комбинезончиков по цветам, то что делать родителям детей с диагнозом гермафродитизма? Подобные нарушения полового развития встречаются редко, однако, по данным научной литературы, это происходит с частотой 1 случай на 4500 живорожденных детей. В таком ситуации сами родители принимают решение, какую социальную роль будет проживать их ребенок – мужскую или женскую.
Яркий пример неподготовленности спортивного сообщества к людям, одновременно имеющим оба репродуктивных органа, был продемонстрирован в скандале на ОИ-2024. Олимпийские игры в этом году запомнились узбекистанцам не только лучшим результатом за всю историю независимого развития страны, но и громким скандалом, связанным с узбекской боксершей Ситорой Турдибековой и представительницей Тайваня Линь Юйтин.
Множество источников рассылали новость о том, что Линь Юйтин является трансгендером. Международной Ассоциации бокса в результате гендерного теста было доказано, что спортсменка имеет ХY хромосомы и в прошлом году даже была дисквалифицирована из-за несоответствия гендерным требованиям и повышенного уровня тестостерона, однако, в этом году получила право выступить на Олимпиаде.
В ответ на многочисленные посты о вопиющей несправедливости в отношении нашей боксерши от мирового сообщества известная фем-активистка Узбекистана Ирина Матвиенко, основатель и руководитель проекта против насилия NeMolchi.uz, высказалась о тонкостях гендерного статуса тайваньской боксерши. В частности, Ирина Матвиенко подчеркнула то, что тайванька родилась и воспитывалась как женщина, а значит ей и является. Следует отметить, что всю свою карьеру Линь Юйтин дралась только с женщинами побеждая и проигрывая им. «Она росла, как девочка, воспитывалась, как девочка, пошла в спорт, как девочка и играла с девочками. У нее женская гендерная социализация, и наверняка она столкнулась со всеми трудностями, которые испытывают женщины в спорте, — отмечает Матвиенко. — Называть Линь Юйтин транс-персоной – вопиющая безграмотность. Трансгендеры имеют определенный набор хромосом при рождении, социализируются в соответствии с ним и впоследствии совершают сознательный переход в другой пол. Эта процедура обычно занимает несколько лет». Узбекистанская активистка считает, что Линь Юйтин следует отнести к интерсекс-персонам (гермафродитам). Они при рождении получили биологические признаки обоих полов. А то, как они будут социализироваться, чаще всего решают родители. Интерсекс-принадлежность Линь Юйтин не делает ее автоматически трансгендером.
— История её побед и поражений мало чем отличается от биографии спортсменок такого уровня, – отметила фем-активистка. — Я понимаю, может быть легче признать поражение Ситоры, обвинив Линь Юйтин в том, кем она не является.
Именно так мы и подошли к моменту, в котором приходит осознание фундаментальности социальной роли и ее отражении в нас. А наряду с этим стоят и стереотипы, устоявшиеся мнения об обязанностях женщины или мужчины в обществе.
- Стереотип: «бесплодная сноха» ↩︎
Стереотип: «бесплодная сноха»
Людям, которые родились и выросли в нашей стране, присуща бесконечная любовь к детям. Возм…