Ежедневно в наш Телеграм-бот поступают сообщения от горожан, недовольных работой Управляющих Сервисных Компаний. Жалобы на техобслуживание домов, несогласованное завышение квартплаты, отсутствие уборки вверенных территорий сильно влияют на отношение жильцов домов к работникам УСК. Стоит ли ожидать перемен и устранения недопониманий между УСК и населением? Почему работа системы в таком состоянии? И есть ли компании, которым уже удалось наладить свою работу, которые оказывают качественные услуги жильцам обслуживаемых домов?
Чтобы разобраться в этом, корреспондент газеты «АР» побывал в конторах нескольких УСК и ознакомился с проделанной ими работой.
По данным хокимията, на данный момент в Алмалыке зарегистрировано 16 Управляющих сервисных компаний и 2 Жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК). В чём отличие? УСК может организовать работу по обслуживанию от 20 до 70 и более домов, в отличии от ЖЭКа, который обсуживает 5-7 многоквартирных домов. На основании постановления «О дальнейшем совершенствовании системы управления многоквартирными домами» в 2021 году, в Алмалыке появилась первая Управляющая Сервисная Компания «Алмалык коммунал сервис», которая обслуживает на сегодняшний день 76 домов. Директор УСК Виндясова Лариса Викторовна поделилась своим видением разрешения проблем в этой сфере.
— Работа любой сервисной компании — это взаимодействие с жителями обслуживаемых домов. Одной рукой в ладоши не хлопнуть, потому для нас крайне важно сохранять дружеские отношения с жильцами домов, работать с ними согласованно, грамотно и со знанием дела. Если относиться друг к другу терпимее и с пониманием, то поэтапно можно решить все проблемы, которых всегда достаточно в сфере ЖКХ.
— Лариса Викторовна, на что чаще всего жалуются ваши собственники квартир?
— Чаще всего летом происходят проблемы с засором канализаций, а зимой с отоплением. Мы стараемся рассматривать заявки как можно скорее, однако все зависит от ситуации. На рассмотрение заявки аварийного случая у работников УСК уходит час, на некоторые, требующие дополнительных затрат или взаимодействия с другими жильцами дома, например, для замены стояка, уходит от 3 до 7 дней.
В районе 16 школы УСК «Алмалык коммунал сервис» имеет 7 домов. За этот период был выполнен капитальный ремонт шиферной кровли, покрашены фасады, отремонтированы тротуары, установлены скамейки на территории дома 2-б по ул. Рамазанова. Установлена детская площадка, а также проведен ремонт мягкой кровли.
— Из-за низкой заработной платы мы не можем нанять хороших специалистов, — говорит Лариса Викторовна. — На данный момент дебиторская задолженность по домам, обсуживаемым нашей УСК, составляет 409 млн. сумов. Если бы жители погасили задолженности и платили вовремя, то у нас была бы возможность поднять заработную плату сотрудникам с 1,5 млн до 3 млн сумов. Тем не менее, мы ищем специалистов через махалли и биржу труда. Больше всего нехватка в дворниках. На самом деле дворник – это очень важный работник для нас, потому что чистота дворов – это лицо вверенного нам района и, соответственно, нашей УСК. Однако при низкой заработной плате дворники нередко сталкиваются ещё и с неуважительным отношением некоторых жильцов домов.
- Цена квартплаты за 1 кв. м. в городе Алмалыке в разных УСК варьируется от 1000 до 1700 сум. Каждая УСК, прежде, чем повышать тариф квартплаты, должна провести с жителями собрание. После согласования стоимости с жильцами документ о повышении тарифа отправляется на рассмотрение в вышестоящие органы власти, и именно там уже устанавливается целесообразность данных решений. Тем не менее, в редакцию часто пишут, что стоимость руководством УСК повышается без согласования с жильцами, которых затем просто ставят перед фактом и сообщают о наличии долгов.
Управляющая сервисная компания «Зинуро файз», находящаяся в районе 5/1, обслуживает 20 домов. За 1 кв. м. плата взимается в размере 1500 сум. Работу данная управляющая компания начала с августа 2023 года и на сегодняшний день уже в каждом подвале домов установлены специальные стояки, которые обеспечивают непрерывную работу отопления в холодный период года. К тому же, за счет собранных средств были покрашены фасады 5 домов, в каждом из них побелены и отремонтированы подъезды. На вопросы о проблемах самого УСК и взаимоотношениях с жителями директор «Зинуро файз» Дильмурад Садиров отвечает:
— С самого начала мы старались наладить доверительные отношения с собственниками квартир, что нам, к счастью, удалось. Обращения, поступающие от жильцов дома, фиксируются в специальную тетрадь, и проблемы устраняются в течение 3 дней.
Следующая сервисная компания «Розияхон комстрой», обсуживающая 8 16-ти этажных домов, начала свою работу в январе 2024 года. Данная компания занимается благоустройством территории, обслуживанием лифтов и состоянием подъездов.
– На сегодняшний день, — рассказывает начальник сервисной компании «Розияхон комстрой» Сардор Уралов, — у нас идет активное озеленение территории. Недавно нам провели воду для организации регулярного полива зелёных насаждений. Также поставили 12 камер на 4 дома, до октября установим камеры на оставшиеся дома. Установили 2 тревожные кнопки для вызова спецслужбы охраны «Национальной гвардии». Сделано это для быстрого реагирования в опасных ситуациях. Со специалистами проблем нет. Оказываем свои услуги круглосуточно. Был, к примеру, случай, когда в полночь отключился лифт, мы вовремя сообщили лифтеру, и проблема была оперативно устранена…
Жители 16-ти этажных домов за 1 кв. метр платят 1700 сум. Учитывая, что размер этой суммы — минимальная цена за обслуживание 16-ти этажных домов, она ещё обусловлена дорогой эксплуатацией лифтов и дальнейшим благоустройством.
Управляющая сервисная компания «Реал гелакси груп», переоформленная из ЖЭКа в УСК в феврале 2024 года, обслуживает 35 домов в районе 67 квартала. С жителей домов взимается оплата за 1 кв. м. жилой площади в размере 1000 сум. Директор УСК Анна Травкина объясняет, по какой причине на фоне остальных УСК установлена именно эта цена.
– Квартплата в размере 1000 сум была установлена до меня бывшим начальником Эркином Мамадалиевым на основании протокола собрания жильцов. Сейчас оплата от жителей поступает своевременно, что способствует постепенному погашению дебиторского долга в размере 196 млн. На сегодняшний день практически в 70% домах заменена кровля. Покрашены все детские площадки. В основном с жителями хорошие отношения. Однако есть и те, у кого имеется большая задолженность, они приходят, ругаются, просят списать долг. В нашем районе в основном жалобы людей направлены на перебои со светом. Наши специалисты быстро реагируют на обращения, что, конечно, способствует установлению доверительных отношений между УСК и собственниками квартир.
А как обстоят дела в вашем УСК?
Екатерина ЧЕРНИГЕЦ
В голосовании «Открытого бюджета» победили 12 проектов из Алмалыка
5 сентября текущего года состоялась очередная, 103 сессия Алмалыкского городского Кенгаша …