Международное сотрудничество является целью каждого высшего образовательного учреждения, ведь благодаря этому у научных кругов разных стран есть возможность многому научиться друг у друга, обменяться ценным опытом.
Именно с этой целью недавно в столице Китайской Народной Республики городе Пекине побывала делегация Агентства инновационного развития при Министерстве высшего образования, науки и инноваций и руководители ряда высших учебных заведений Узбекистана.
Входивший в состав делегации заместитель директора по научной работе и инновациям Алмалыкского филиала ТГТУ Дониёр Холикулов поделился своими впечатлениями от поездки, рассказал о будущем сотрудничестве с китайскими коллегами и образовательных особенностях посещённой страны.

В рамках проекта Chinese Bridge («Китайский мост»), делегация из 40 человек, в том числе 8 человек из Узбекистана, 20 человек из Непала, 2 человека из Беларуси и 10 человек из Италии, провела 10 дней в Пекине, где имела возможность изучить культуру китайского народа и их систему образования.
Всем известно, что Китай является самой густонаселенной страной в мире и лидирует в плане развития. Во время моего визита в Китай я стал свидетелем того, что здания в этой стране строились очень быстро, исходя из численности населения. Недавно построенный аэропорт в Китае, даже отель, в котором мы остановились, огромны по размерам и всегда полны людей.
В Пекине имеется 5 больших автомагистралей, и делегация разместилась в отеле на окраине города на 5-м шоссе. В девятиэтажном отеле, где мы остановились, на 1 этаже находились 150 номеров, а также рестораны, кафе и конференц-залы. Мы как раз и жили на 1 этаже.
В ходе поездки я убедился в одном: если в Узбекистане проживает 40 миллионов человек, то в Китае – почти 1,5 миллиарда, то есть во много раз больше, чем у нас. И здания, построенные в Китае, соответственно, очень большие. Даже количество турникетов на одной станции метро превышает 50.
В состав делегации организацией «Китайский мост» были закреплены переводчики, владеющие разными языками (русским, английским, китайским). Эта организация на основе контрактов с различными странами организует посещения их страны, возит их в школы, колледжи, университеты и исторические места и стремится распространить свой язык, образование и культуру по всему миру.

Больше всего во время пребывания в Пекине моё внимание привлекло школьное образование. Только в библиотеке имеется 36 000 различных книг, 20 отдельных залов для чтения и мест для культурных развлечений. Мы бывали в обычных, специализированных и даже частных школах. Все они уделяют большое внимание библиотекам. Учитель читает 15 книг, а ученик — 2 книги в месяц, а после проводят обсуждение прочитанных книг. Самое приятное то, что в школах вообще не используются телефоны. Форма в основном спортивная. В каждой школе имеется общежитие, питание оплачивается государством.
В школьной системе есть свобода. В одном классе 20-30 детей, в некоторых комнатах вообще нет парт и стульев, они застелены коврами. В некоторых есть и то, и другое. Учащиеся могут слушать урок где угодно: сидя на стуле или на ковре. В каждом классе имеется две стеклянные двери, позволяющие следить за ходом урока снаружи.


Основы новаторского
подхода — это свобода
мысли

Величайшим достижением школ является то, что они позволяют ребенку думать самостоятельно, никогда не ограничиваясь принципами «не делай того, не делай этого». Хотя в классах есть электронные доски, ручная работа ценится очень высоко. Наверное, поэтому школьный коридор полон картин и выставок, сделанных учениками. Также там размещены модели, через которые дети выражают свое видение будущего. Много работ о Космосе, к изучению которого китайцы стараются привить интерес детям.
Затем мы побывали в другой школе. В классе 18 детей. Урок труда. Ученикам были предоставлены различные детали и поручено построить самолет. У каждого ребенка был свой подход к этой работе. В классах имеются целые коллекции кубиков Рубика и проводятся состязания по их сбору.
Учащиеся после первого урока занимаются спортом во дворе школы. Кто-то может играть в баскетбол, волейбол, теннис, прыгать через скакалку, собирать кубик Рубика или просто играть с мячом. Пустого времяпрепровождения в это время точно не увидишь. А самое главное, что школа развивает в них навыки командной работы.

  • Традиция создания музеев

    Как мы заметили, школы не проводили какой-то специальной подготовки к приезду гостей. То есть, мы стали свидетелями обычных уроков в любом классе.
    Еще один интересный момент – создание музеев во всех учебных заведениях Китая. Это своего рода традиция. Каждый процесс образования остается в истории музея. Кто основал школу, кто учился в разные годы, какие учителя работали, какие важные события происходили в жизни школы, вся информация хранится в музее. Каждый переходный период имеет свою историю. Лучший способ сохранить эту историю – создать музей. Это одна из высших форм культуры. Кроме того, в каждом учебном заведении имеется свой журнал или газета, из которых можно узнать всё о жизни учебного заведения. В каждой школе работают кружки робототехники. Дети постоянно исследуют, как создавать роботов, совершенствовать их.
  • Служба такси в Пекине

Однажды с коллегами мы пошли на рынок. Мы позвонили переводчику, попросили вызвать для нас такси и отправили ему местоположение. Такси долго не приезжало. Двое наших спутников ушли звонить переводчику. Как только они ушли, приехало такси. Таксист разместил наш багаж в машине и стал ждать наших партнеров. Ждать пришлось долго. Но никаких предосудительных слов или действий водитель не совершил. Хотя у нас было много багажа, он ничего не сказал. У таксистов в руках 2 телефона, один служит навигатором для определения местоположения, другой для связи. На дорогах движение упорядочено. Если есть пробки, навигатор покажет другой маршрут.
Мы приехали в отель на такси и заплатили онлайн. Водитель вынул наш багаж и поблагодарил нас. Этим я хочу сказать, что можно высоко ценить культуру, даже работая водителем такси.

Люди, преданные своему языку и культуре

В поездке мы почти никогда не использовали наличные. Потому что в Китае платежи в основном производятся по телефону, онлайн или картой. Для этого созданы достаточные условия. Когда вы сядете в метро, вы увидите, что люди платят в основном по телефону. Только платят за метро в зависимости от расстояния. Все расходы в Пекине производятся только в национальной валюте – юанях. Долларов в обращении почти нет. Куда бы вы ни пошли, они говорят только по-китайски.
Китайцы уделяют большое внимание рекламе. Даже ночью улицы освещаются рекламными баннерами. Баннеры в основном на китайском языке, который продублирован на английском языке более мелким шрифтом. В Китае очень много торговых центров и магазинов и отличная доставка. Везде есть такой сервис. Мы даже встречали роботов-доставщиков.
Пекин весь засажен зелеными насаждениями. Мы не встретили и 3 метров открытого места без какого-либо дерева. В Китае люди стремятся отправиться в те города, где больше деревьев. Нас порадовало, что этот народ так же гостеприимен, как и узбеки. Куда бы вы ни пошли, вас не отпустят без чашки чая или подарка.
Также в этой стране организуются бесплатные годичные курсы для изучающих китайский язык. Преподавателям китайского языка постоянно повышают квалификацию, а туда, где имеется много желающих изучить китайский — присылают своих преподавателей. Важно то, что желающим выучить язык никогда не отказывают.
В заключение следует сказать, что из приведенных выше впечатлений можно понять, что существует множество аспектов, которым можно поучиться у Китая для улучшения качества образования в нашей стране.

  • Дилдора АБДУРАХМАНОВА,
  • перевод Р. КАДЫРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Check Also

Несостоявшееся трудоустройство или… чуда снова не случилось…

В мае прошлого года 36-летний слесарь-сантехник ТОМК АО «Алмалыкский ГМК», войдя…