Международное сотрудничество является целью каждого высшего образовательного учреждения, ведь благодаря этому у научных кругов разных стран есть возможность многому научиться друг у друга, обменяться ценным опытом.
Именно с этой целью недавно в столице Китайской Народной Республики городе Пекине побывала делегация Агентства инновационного развития при Министерстве высшего образования, науки и инноваций и руководители ряда высших учебных заведений Узбекистана.
Входивший в состав делегации заместитель директора по научной работе и инновациям Алмалыкского филиала ТГТУ Дониёр Холикулов поделился своими впечатлениями от поездки, рассказал о будущем сотрудничестве с китайскими коллегами и образовательных особенностях посещённой страны.
Что такое «китайский мост»?
В рамках проекта Chinese Bridge («Китайский мост»), делегация из 40 человек, в том числе 8 человек из Узбекистана, 20 человек из Непала, 2 человека из Беларуси и 10 человек из Италии, провела 10 дней в Пекине, где имела возможность изучить культуру китайского народа и их систему образования.
Всем известно, что Китай является самой густонаселенной страной в мире и лидирует в плане развития. Во время моего визита в Китай я стал свидетелем того, что здания в этой стране строились очень быстро, исходя из численности населения. Недавно построенный аэропорт в Китае, даже отель, в котором мы остановились, огромны по размерам и всегда полны людей.
В Пекине имеется 5 больших автомагистралей, и делегация разместилась в отеле на окраине города на 5-м шоссе. В девятиэтажном отеле, где мы остановились, на 1 этаже находились 150 номеров, а также рестораны, кафе и конференц-залы. Мы как раз и жили на 1 этаже.
В ходе поездки я убедился в одном: если в Узбекистане проживает 40 миллионов человек, то в Китае – почти 1,5 миллиарда, то есть во много раз больше, чем у нас. И здания, построенные в Китае, соответственно, очень большие. Даже количество турникетов на одной станции метро превышает 50.
В состав делегации организацией «Китайский мост» были закреплены переводчики, владеющие разными языками (русским, английским, китайским). Эта организация на основе контрактов с различными странами организует посещения их страны, возит их в школы, колледжи, университеты и исторические места и стремится распространить свой язык, образование и культуру по всему миру.
Что привлекло моё внимание в образовании в Китае.
Больше всего во время пребывания в Пекине моё внимание привлекло школьное образование. Только в библиотеке имеется 36 000 различных книг, 20 отдельных залов для чтения и мест для культурных развлечений. Мы бывали в обычных, специализированных и даже частных школах. Все они уделяют большое внимание библиотекам. Учитель читает 15 книг, а ученик — 2 книги в месяц, а после проводят обсуждение прочитанных книг. Самое приятное то, что в школах вообще не используются телефоны. Форма в основном спортивная. В каждой школе имеется общежитие, питание оплачивается государством.
В школьной системе есть свобода. В одном классе 20-30 детей, в некоторых комнатах вообще нет парт и стульев, они застелены коврами. В некоторых есть и то, и другое. Учащиеся могут слушать урок где угодно: сидя на стуле или на ковре. В каждом классе имеется две стеклянные двери, позволяющие следить за ходом урока снаружи.
- Кто выполняет техническую работу в школах?
В школе вообще нет технического персонала. Воспитанники сами по дежурству убирают классы и помещения. Наблюдения во время занятий нет, поскольку есть возможность наблюдения через камеры и мониторы по всей школе. Образовательный процесс в школах осуществляется в 3 этапа. Первый — в 1-6 классах — начальный, в это время достижения детей не оцениваются. После 6 класса сдача экзамена и переход на следующий уровень. С 7 по 9 класс – это 2 ступень, а после 3 лет обучения получают образование на последней ступени – 10, 11, 12 класс. После этого учащиеся могут сдать экзамен через единый экзаменационный центр и поступить в вуз.
Основы новаторского
подхода — это свобода
мысли
Величайшим достижением школ является то, что они позволяют ребенку думать самостоятельно, никогда не ограничиваясь принципами «не делай того, не делай этого». Хотя в классах есть электронные доски, ручная работа ценится очень высоко. Наверное, поэтому школьный коридор полон картин и выставок, сделанных учениками. Также там размещены модели, через которые дети выражают свое видение будущего. Много работ о Космосе, к изучению которого китайцы стараются привить интерес детям.
Затем мы побывали в другой школе. В классе 18 детей. Урок труда. Ученикам были предоставлены различные детали и поручено построить самолет. У каждого ребенка был свой подход к этой работе. В классах имеются целые коллекции кубиков Рубика и проводятся состязания по их сбору.
Учащиеся после первого урока занимаются спортом во дворе школы. Кто-то может играть в баскетбол, волейбол, теннис, прыгать через скакалку, собирать кубик Рубика или просто играть с мячом. Пустого времяпрепровождения в это время точно не увидишь. А самое главное, что школа развивает в них навыки командной работы.
- Традиция создания музеев
Как мы заметили, школы не проводили какой-то специальной подготовки к приезду гостей. То есть, мы стали свидетелями обычных уроков в любом классе.
Еще один интересный момент – создание музеев во всех учебных заведениях Китая. Это своего рода традиция. Каждый процесс образования остается в истории музея. Кто основал школу, кто учился в разные годы, какие учителя работали, какие важные события происходили в жизни школы, вся информация хранится в музее. Каждый переходный период имеет свою историю. Лучший способ сохранить эту историю – создать музей. Это одна из высших форм культуры. Кроме того, в каждом учебном заведении имеется свой журнал или газета, из которых можно узнать всё о жизни учебного заведения. В каждой школе работают кружки робототехники. Дети постоянно исследуют, как создавать роботов, совершенствовать их.
- Пробовать делать, не боясь совершить ошибки…
В ходе исследования мы также посетили детские сады в Пекине. В группе, которую мы посетили, обсуждалась тема о винограде, объяснялся его цвет, детям предлагалось выполнить задание. Дети начали выполнять задание согласно тому, что они поняли. Здесь тоже ребенку не говорят, что он делает что-то не так.
Один из моих коллег, увидев, что один из детей неправильно делает задание, сказал ему: «Нет, нет!», имея в виду, что тот совершает ошибку. Настроение у мальчика сразу упало. Даже после того, как мой коллега извинился и помог ему, это не улучшило его настроения. Учитель же напротив ничего не сказал мальчику. Именно в тот момент мы узнали, что даже если ребенок совершает ошибку, ему дается возможность довести начатое до конца. Основное внимание здесь уделяется изменению мировоззрения ребенка, он сам должен понять, где именно он допускает ошибку. - Важно учиться, а не учить…
В каждом учебном заведении есть уголок, отражающий китайскую культуру. В частном университете, который мы посетили, также была современная библиотека с 300 000 книг. По словам китайских коллег, в их издательствах ежегодно печатается несколько миллиардов книг.
Профессор-преподаватель определяет время занятий в университете. Например, если первый урок был утром, второй урок может быть во второй половине дня, скажем, около 17:00. За это время ученик может прочитать книгу или сделать домашнее задание. В вузах в Пекине очень много домашних заданий, то есть студенты по большей части готовят и усваивают уроки самостоятельно.
Самая высокопоставленная и почётная работа в Китае – это работа на государственной службе. При этом месячный оклад может быть низким. Но есть много других преимуществ. Если работник уволен с государственной службы, он не может повторно поступить на государственную работу. Возможна работа в частном порядке. Даже учиться в государственном университете немного сложнее и дороже, чем в частном. В них студенты получают стипендию в размере $400, если они осваивают предметы на отличные оценки. А суммы контрактов студентов, которые учатся на платной основе, из года в год уменьшаются, и имеется возможность перехода с контракта на бюджет.
- Служба такси в Пекине
Однажды с коллегами мы пошли на рынок. Мы позвонили переводчику, попросили вызвать для нас такси и отправили ему местоположение. Такси долго не приезжало. Двое наших спутников ушли звонить переводчику. Как только они ушли, приехало такси. Таксист разместил наш багаж в машине и стал ждать наших партнеров. Ждать пришлось долго. Но никаких предосудительных слов или действий водитель не совершил. Хотя у нас было много багажа, он ничего не сказал. У таксистов в руках 2 телефона, один служит навигатором для определения местоположения, другой для связи. На дорогах движение упорядочено. Если есть пробки, навигатор покажет другой маршрут.
Мы приехали в отель на такси и заплатили онлайн. Водитель вынул наш багаж и поблагодарил нас. Этим я хочу сказать, что можно высоко ценить культуру, даже работая водителем такси.
Люди, преданные своему языку и культуре
В поездке мы почти никогда не использовали наличные. Потому что в Китае платежи в основном производятся по телефону, онлайн или картой. Для этого созданы достаточные условия. Когда вы сядете в метро, вы увидите, что люди платят в основном по телефону. Только платят за метро в зависимости от расстояния. Все расходы в Пекине производятся только в национальной валюте – юанях. Долларов в обращении почти нет. Куда бы вы ни пошли, они говорят только по-китайски.
Китайцы уделяют большое внимание рекламе. Даже ночью улицы освещаются рекламными баннерами. Баннеры в основном на китайском языке, который продублирован на английском языке более мелким шрифтом. В Китае очень много торговых центров и магазинов и отличная доставка. Везде есть такой сервис. Мы даже встречали роботов-доставщиков.
Пекин весь засажен зелеными насаждениями. Мы не встретили и 3 метров открытого места без какого-либо дерева. В Китае люди стремятся отправиться в те города, где больше деревьев. Нас порадовало, что этот народ так же гостеприимен, как и узбеки. Куда бы вы ни пошли, вас не отпустят без чашки чая или подарка.
Также в этой стране организуются бесплатные годичные курсы для изучающих китайский язык. Преподавателям китайского языка постоянно повышают квалификацию, а туда, где имеется много желающих изучить китайский — присылают своих преподавателей. Важно то, что желающим выучить язык никогда не отказывают.
В заключение следует сказать, что из приведенных выше впечатлений можно понять, что существует множество аспектов, которым можно поучиться у Китая для улучшения качества образования в нашей стране.
- Дилдора АБДУРАХМАНОВА,
- перевод Р. КАДЫРОВ
Несостоявшееся трудоустройство или… чуда снова не случилось…
В мае прошлого года 36-летний слесарь-сантехник ТОМК АО «Алмалыкский ГМК», войдя…